Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Южное таможенное управление

Порядок ведомственного обжалования

Опубликовано: 6 декабря 2018 16:27
Последнее изменение: 5 ноября 2020 12:22

Порядок ведомственного обжалования регламентирован Федеральным законом № 289-ФЗ от 3 августа 2018 года «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Механизм ведомственного обжалования направлен на досудебное урегулирование споров с участниками ВЭД в таможенных органах. Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (статья 358) предусмотрено право любого лица обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц. В Российской Федерации в настоящее время порядок обжалования регламентирован главой 51 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ.

В соответствии с положениями Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ установлен общий порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела: жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню (часть 1 статья 288 данного федерального закона). В случае если жалоба подана лицом без соблюдения требований части 1 статьи 288 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ, общий срок рассмотрения жалобы увеличивается до двух месяцев со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу.

Одним из условий принятия к рассмотрению жалобы по существу является соблюдение срока обжалования. Положениями статьи 289 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ установлен срок подачи жалобы в течение трех месяцев:

1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. В случае пропуска срока для обжалования действия (бездействия) указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной. Ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой либо может содержаться в тексте жалобы. С таким ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока для обжалования.

Федеральный закон о таможенном регулировании № 289-ФЗ предъявляет определенные требования к форме и содержанию жалобы. Статей 290 данного федерального закона установлено, что жалоба должна содержать наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, существо обжалуемого решения; фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица или наименование юридического лица, подающих жалобу, место нахождения юридического лица, также необходимо указывать, идентификационный номер налогоплательщика и основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены. Для принятия жалобы к рассмотрению по существу необходимо соблюдение письменной формы, при этом жалоба должна быть подписана заявителем или его представителем.

Согласно положениям части 2 статьи 290 Федерального закона о таможенном регулировании жалоба может быть подана в электронном виде. Жалоба, поданная в виде электронного документа, должна быть подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.

Вместе с тем, в соответствии с переходными положениями нормы о подаче жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов в области таможенного дела в электронной форме будут применяться с 01.01.2022. Таким образом, жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (электронная почта), а также посредством телеграфной, телефонной или факсимильной связи, считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.

Федеральный закон о таможенном регулировании № 289-ФЗ предусматривает отдельное требование к подтверждению полномочий представителя заявителя. Так, в случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть непосредственно закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (часть 1 статьи 291 Федерального закона о таможенном регулировании).

Жалоба рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Если жалоба была подана не через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются или в таможню, если обжалуется решение, действие (бездействие) таможенного поста, то срок рассмотрения жалобы составляет два месяца со дня ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. При этом указанные сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены, но не более чем на один месяц.

Уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия по почте заказным письмом.

Федеральным законом о таможенном регулировании № 289-ФЗ предусмотрен перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично. Так, таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично при наличии любого из следующих оснований (статья 293):

1) имеется решение, принятое в соответствии со статьей 298 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ этим же таможенным органом или вышестоящим таможенным органом о том же предмете жалобы;

2) не соблюдены сроки обжалования, установленные частью 1 статьи 289 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования либо таможенным органом такое ходатайство отклонено;

3) решение, действие (бездействие) таможенного органа и (или) обстоятельства, подлежащие установлению таможенным органом в связи с рассмотрением жалобы, являются предметом рассмотрения суда;

4) жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;

5) отсутствует предмет обжалования (факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился);

6) несоблюдение заявителем требований к форме и содержанию жалобы, установленных частями 1 и 3 статьи 290 или частью 2 статьи 300 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ;

7) заявителем не представлены документы, подтверждающие полномочия лица, подавшего жалобу, предусмотренные частью 1 статьи 291 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы принимается не позднее пяти рабочих дней после дня поступления жалобы или документов, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 293 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ. При этом, данное решение направляется заявителю не позднее трех рабочих дней со дня его принятия по почте заказным письмом. Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы может быть обжаловано только в суд (статья 299 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ).

Важным является тот факт, что положениями части 6 статьи 293 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ предусмотрено, что принятие решения об отказе в рассмотрении жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 293 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ.

Кроме того, предусмотрено право заявителя на отзыв жалобы в любой момент до принятия решения по существу таможенным органом, рассматривающим жалобу.

О принятии отзыва жалобы таможенный орган, рассматривающий жалобу, информирует заявителя и таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления соответствующего обращения (статья 294 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ). При этом, отзыв жалобы препятствует повторной подаче в таможенный орган жалобы о том же предмете.

Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения таможенного органа или совершения таможенным органом обжалуемого действия, за исключением случая, когда таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с его принятием, при условии представления заявителем обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в виде денежного залога или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Заявитель к ходатайству о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа обязан приложить банковскую гарантию в виде документа на бумажном носителе либо указать в ходатайстве сведения о банковской гарантии в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, а в случае внесения денежного залога подать заявление о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога.

Таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, в течение семи рабочих дней после дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа или об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа.

По результатам рассмотрения жалобы по существу таможенным органом принимается решение. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю по почте заказным письмом в течение трех рабочих дней после дня принятия решения. При удовлетворении жалобы заявителя действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого признаны неправомерными, не позднее 15 рабочих дней после дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании или указанным решением не установлен иной срок для их совершения.

Федеральный закон о таможенном регулировании № 289-ФЗ предусматривает право участников ВЭД на обжалование решений, принятых таможенным органом по результатам рассмотрения жалоб. При этом, согласно части 7 статьи 298 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган и (или) суд.

Необходимо отметить, что федеральный закон о таможенном регулировании № 289-ФЗ (статья 265) предусматривает право на получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия). Так, лицо, в отношении которого таможенным органом принято решение, а также лицо, в отношении которого решение не принято в течение установленного срока, вправе обратиться с запросом в этот таможенный орган о причинах и об основаниях принятого решения либо о причинах непринятия решения, если это затрагивает права и законные интересы указанных лиц непосредственно и индивидуально. Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения либо истечения срока их принятия либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии). Заинтересованное лицо может обратиться с запросом о предоставлении необходимой информации, как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подлежит рассмотрению таможенным органом в день его получения. При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение десяти дней со дня его получения. Реализация участниками ВЭД данного права позволяет сократить количество обращений с жалобами на решения, действия (бездействие) таможенных органов, как в таможенные органы, так и в судебном порядке, в случае законодательно аргументированного разъяснении таможенным органом информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Оценить